Методические разработки

Авторская программа "Волшебный мир Изобразительного искусства"


I. Пояснительная записка.


Авторская рабочая программа «Волшебный мир изобразительного искусства» составлена на основе нормативной базы:

 Закона  РФ  «Об  образовании»;

 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

 Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

 Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».


Актуальность и перспективность курса:

Изобразительное искусство – творческая деятельность, позволяющая ребенку уже на ранних периодах развития реализовать творческие потребности личности. Увлечение ребенка изобразительной деятельностью с младшего школьного возраста позволит ему не только успешно развивать навыки письма, счета, устной речи, рисования, но и расширят знания об окружающем мире, продуктивно решить проблему внешкольного (досугового) времени. Наглядность, занимательность, красочность и продуктивность рисования, легкость и доступность овладения художественными инструментами и материалами делает этот вид деятельности одним из самых любимых детьми.

В основе реализации программы лежит принцип личностно ориентированного педагогического подхода к каждому ребенку, формировать для него свою, «личностную» программу изобразительного развития, учитывать его возможности, потребности, интересы, способности, навыки владения художественными инструментами и материалами, отслеживать уровень его развития.

Программой определены различные формы индивидуальной и коллективной работы младших школьников по созданию творческих художественных композиций.

Программа предусматривает активную работу ребенка с цветом, развивая и совершенствуя тем самым цветочувствительность зрительной системы и позволяя видеть мир разноцветным.

Программа предлагает учащимся широкую возможность овладения новыми художественными техниками и материалами, законами композиционного мышления, началами цветоведения, формообразования и ритмизации изображения. В процессе деятельности дети знакомятся с профессиональной терминологией и понятиями. Расширяются знания в области художественного наследия и истории искусства. Развивается логическое мышление, координация, визуальный канал восприятия, тренируется мелкая моторика руки, а, следовательно, речь (рисунок является графической речью ребенка).

Расширяется эмоционально-зрительная палитра образов, которой ребенок пользуется и будет пользоваться на протяжении всей жизни и которая ляжет в основу ассоциативной памяти личности.

Педагогическая целесообразность. Программа направлена на формирование усидчивости, работоспособности, логических и художественных форм мышления, памяти, зрительной памяти, художественного и эстетического вкуса, развития интереса к искусству и через него к природе и окружающему миру, приобретение и обогащение личного жизненного опыта. Развитие у детей способности видеть красоту и гармонию в окружающем мире, позволяет формировать в них стремление организации своего непосредственного окружения по законам красоты, строить гармоничные отношения с миром.

Цель программы:

а) для учащегося - формирование целостного художественного сознания, активной творческой позиции, потребности общения с искусством, приобретение жизненного опыта, навыков обучения.

б) для учителя – формирование в детском коллективе

гармоничных условий к творчеству и художественному развитию ребенка на основе собственного педагогического творчества.

Задачи программы:

1) реализовывать творческий потенциал личности ребенка,

2) обогащать эмоционально-образную сферу ребенка,

3) развивать художественное и ассоциативное мышление, фантазию и воображение,

4) формировать художественные предпочтения, этические, эстетические, художественные ориентиры в искусстве, природе, окружающем мире,

5) развивать активную личностную позицию художественного восприятия, адекватного отношения к произведений разных видов искусства, 6) формировать изобразительные навыки и навыки, необходимых для успешного освоения учебных дисциплин в общеобразовательной школе.

Программа наиболее адаптирована к возрастным особенностям младших школьников, комплексно решает проблему подготовки детей к учебному процессу. В основе занятий с детьми работа такими художественными материалами, как фломастер, акварельные или гуашевые краски, цветная бумага (аппликация). Многообразие художественных материалов определяется тем, что у каждого из них свои преимущества. Линейный рисунок – это логически выстроенный рассказ. Цвет - это средство выражения и передачи эмоционально-образного состояния. Рисунок, выполненный в цвете, он имеет сильную эмоциональную окраску. Работа в технике аппликации позволяет соединить логический рассказ и эмоциональное состояние, навыки обобщения и стилизации, приобрести практические навыки работы ножницами и клеем, аккуратность, усидчивость.

 Общая характеристика курса изобразительного искусства.

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

Объяснять учащимся смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий.

При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать

на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний – деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Согласно принципу минимакса учащимся предлагаются к усвоению стандартные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета изобразительное искусство.

Для того чтобы урок искусства состоялся, был полновесным, обучающим, учителю необходимо его подготовить, продумать, выстроить. Уроки изобразительного искусства – это особые уроки, на которых ученик не только познает азы науки, например изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую грамоту, но включен в творческий процесс восприятия искусства и действительности, порождения художественного образа и создания самостоятельного художественного продукта – рисунка. То, что детская изобразительная деятельность выходит в процессе грамотно выстроенного урока на уровень творчества, должно являться для педагога аксиомой и основой построения учебного процесса.

Урок искусства в школе – это, прежде всего урок творчества, личное пространство свободы, область проявления творческой инициативы и личной заинтересованности каждого. Урок должен подкупать ученика именно свободой, но не анархичной свободой «кто во что горазд», а свободой обозначенной рамками заранее оговоренных правил. В роли таких правил выступают тема урока, собственно изобразительные (художественные) задачи – для ученика и область творческого и изобразительного развития ребенка – для учителя. Уровень, характер и специфика раскрытия темы, выбор изобразительных средств, композиционное решение остаются за учащимся. Педагог, побуждая воображение и фантазию ребенка, активизируя личный опыт, обогащая копилку зрительных образов, обращаясь к памяти и пробуждая к духовному возвышению, потребности в творческой самореализации, предоставляет недостающие знания, умения, навыки, возможные варианты решения художественной задачи, стоящей перед учеником, тем самым подводя его к триумфу творческого открытия.

Многогранность образовательных задач урока изобразительного искусства делает процесс подготовки к нему многоступенчатым и пространственным. В частности, необходимо предусмотреть и соединить в единый строй такие параметры, как выбор темы урока, определение образовательных целей и задач, подбор иллюстративного материала, обогащающий опыт восприятия действительности и общения с произведениями искусства, объяснение педагога с демонстрацией определенных приемов и навыков, самостоятельное детское творчество. Не остается без внимания учет возрастных особенностей, существующего у школьника багажа знаний, умений, навыков, жизненного опыта, представлений и предпочтений учеников в определенном возрасте.

         Составляя примерный план урока, определяя время на каждый этап его реализации необходимо помнить несколько общеизвестных правил.

        Урок изобразительного искусства требует достаточного визуального обеспечения. Ученику необходимо обеспечить определенный уровень насмотренности (образно-зрительного насыщения). В зависимости от темы и задач урока визуальный ряд может состоять из репродукций произведений искусства или изображений объектов окружающей действительности, а также детских рисунков. Учащийся должен ясно представлять себе тот предмет, явление, объект, который будет рисовать.

Количество репродукций, изображение природы и прочих видов визуальной информации, используемых на уроке, не должно превышать количество 6–8 шт. для младшей школы. Основное время на уроке отводится самостоятельному детскому творчеству. Это примерно 25–27 минут.

Объяснение нового материала должно носить проблемный характер, что

побуждает ученика искать собственные варианты решения предложенной учителем художественной задачи и находить аргументы для обоснования выбранного решения.

Перед учениками должна ставиться четкая и посильная учебная задача.

         Количество учебных задач в каждом возрасте разное. В первом и втором классах достаточно одной учебной задачи, т. к. в противном случае детям трудно удержать их в сознании. По мере взросления учащихся количество художественных задач может возрастать, но и в основной школе их должно быть не более трех-четырех.

         Для ученика существуют учебные задачи, решая которые, ученик приобретает необходимые умения, знания, получает те или иные понятия, представления. Учитель, формируя (создавая) урок, планирует образовательные задачи, которые необходимо отработать в процессе проведения конкретного урока. Объем этих задач значительно шире, нежели спланированные учебные задачи конкретного урока. Их можно разделить на несколько разделов: задачи развивающие, обучающие, воспитывающие.     Учебные задачи входят составной частью в образовательные задачи урока.  Ученик, создавая рисунок, решает одну, максимум три учебные задачи за урок, например: осваивать те или иные приемы работы с палитрой, найти оттенки цвета, выполнить рисунок в определенной цветовой гамме. Педагогу необходимо решать, помимо учебных задач, задачи развития, воспитательные и организационные задачи, задачи создания интерактивного образовательного пространства, планирование способов реализации эстетического, художественного, духовно-нравственного аспектов учебного процесса.

Педагогически оправданно использование в уроке коллективного творческого потенциала, который рождается в результате совместного обсуждения проблемы, варианта решения предложенной темы, восприятия произведения искусства. В этот момент возможно совершение эвристического открытия, расширения границ понимания поставленной проблемы, зарождаются удивительные ответы или вопросы, которые могут активно повлиять на дальнейший ход урока.

Урок можно считать законченным, если подведены его итоги. В изобразительном искусстве это выставка детских работ с последующим их обсуждением. Вывешивая на классную доску, по возможности, все или большинство детских рисунков, созданных в ходе урока (при этом работы могут быть самого разного уровня исполнения – и удачные, и неудачные – все зависит от целей итоговой выставки работ), учитель решает одновременно несколько педагогических задач. Это и трансляция на весь класс индивидуального подхода к решению общей для всех учеников творческой задачи. Возможность еще раз повторить, проговорить, обсудить те учебные задачи, понятия, представления, навыки, знания, которые были получены детьми на уроке. Оптимизация художественного мышления ученика в направлении поиска путей возможного улучшения художественного качества рисунка, исправления тех ошибок, которые были допущены авторами, и возможность поощрить ученика, давая ему педагогический аванс или оценивая его усилия именно на этом конкретном уроке, и многое другое.

.

Формы организации творческой деятельности учащихся

Программой предусмотрены:

- разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, групповые, коллективные;

- различные виды деятельности: рисование с натуры, по памяти,

по представлению, на основе натурных наблюдений;

- освоение разнообразных художественных материалов:

фломастер, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, аппликация.

Освоение детьми программы изобразительного творчества позволит развить у них навыки владения графическими материалами, проведения вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Формирование понятий: «рядом», «направо», «налево», «около», «на», «над», «под». Программа предполагает развитие способности организации и заполнения ребенком всей поверхности листа, умения рисовать крупно, образно, ярко, эмоционально. Материал программы призван дать представление о многообразие форм в природе, развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам явлениям действительности, сформировать творческую индивидуальность, интерес к окружающему миру. В результате занятий по этой программе у ребенка развиваются навыки и умения рисовать по памяти и по воображению, передавать в рисунке формы и основные пропорциональные характеристики предмета. Программа формирует потребность в изобразительном творчестве, общении детей между собой и ребенка со взрослым по поводу искусства.


Возраст учащихся, участвующих в реализации программы

Программа предназначена для детей 7 - 11 лет.


Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения –  1 класс (33 часа) 2-4 классы (34 часа)


Режим занятий

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю. Каждое занятие рассчитано на 45 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

К концу изучения курса учащиеся  должны уметь:

Личностные результаты освоения курса:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст.

Регулятивные УДД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Формы подведения итогов реализации программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в классе.

Участие в выставках и конкурсах в течение года.

II. Учебно-тематический план:


№ п/п Разделы программы Количество часов

 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1. Тематическое рисование.  13 ч. 15 ч. 16 ч. 13 ч.

2. Рисование  с  натуры.  7 ч. 7 ч. 8 ч. 7 ч.

3. Декоративное рисование.  4 ч. 4 ч. 4 ч. 5 ч.

4. Копирование  с  образца. 4 ч. 4 ч. 3 ч. 5 ч.

5. Работа по воображению и представлению. 4 ч. 3 ч. 2 ч. 3 ч.

6. Творческий отчет 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч.

Итого 33 ч. 34 ч. 34 ч. 34 ч.


III. Содержание программы:

 1-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:  

•  понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

• понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия;  

•    называть геометрические фигуры;

• понимать и уметь объяснять, что такое геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция;  

•  знать и  уметь называть  основные цвета  спектра, понимать и  уметь  объяснять,  что  такое составные  и родственные, тёплые и холодные цвета;

• знать и уметь объяснять, что такое  растительный орнамент, геометрический  орнамент;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

•  учиться чувствовать  образный характер различных видов линий;

• учиться воспринимать  эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными  художниками.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.  

Владение простейшими навыками:

• рисунка;

• аппликации;

• построения геометрического орнамента;

• техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, портрет, картины о жизни людей);

• графика (иллюстрация);

5. Иметь понятие об изобразительных  средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи;

•  композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.


2-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:  

•  иметь  представление  о  видах  изобразительного  искусства (архитектура,  скульптура, живопись, графика);

•   понимать  и  уметь  объяснять,  что  такое   круглая  скульптура,  рельеф,  силуэт,  музей, картинная  галерея,  эскиз, набросок, фактура, штриховка,  растительный   орнамент,  элемент орнамента, ритм;

• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;

•  уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

•  учиться  чувствовать   образный  характер  различных  произведений  искусства,  замечать  и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

•  учиться воспринимать эмоциональное  звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.  

Дальнейшее овладение навыками:

•  рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• аппликации;

•  построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;

• различных приёмов работы акварельными  красками;

• работы гуашевыми  красками.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (городецкая роспись).

5.  Изучать  произведения  признанных  мастеров  изобразительного  искусства  и  уметь рассказывать об их  особенностях.  


3-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:  

•  иметь  чёткое  представление  о жанрах живописи  и  их  особенностях (натюрморт,  пейзаж, анималистический  жанр,  батальная  живопись,  портрет,  бытовой  жанр,  историческая живопись);

•  понимать  и  уметь  объяснять,  что  такое  цветовая  гамма,  цветовой  круг, штриховка,  тон, растушёвка,  блик,  рамка-видоискатель,  соотношение  целого  и  его  частей,  соразмерность частей человеческого лица.

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какая  цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3.  Различать  и  знать,  в  чём  особенности  различных  видов  изобразительной  деятельности.  

Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

•  рисования простым карандашом  (передача объёма предмета с  

помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• овладения  различными  приёмами работы акварельными  красками (техникой отпечатка); • работой гуашевыми красками;

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, хохломская роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного  

искусства и уметь рассказывать об их  особенностях.


4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:  

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

•  понимать  и  уметь  объяснять,  что  такое  монументальная  живопись (роспись,  фреска, мозаика,  витраж),  монументальная  скульптура (памятники,  садово-парковая  скульптура), икона,  дизайн,  художник-дизайнер,  фотография,   градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень,  конструкция,  композиционный  центр,  контраст,  линейная  перспектива,  линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

•  рассказывать о живописных произведениях с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;

•   уметь  рассказывать  о  том,  какие  изобразительные  средства  используются  в  различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

3.  Различать  и  знать,  в  чём  особенности  различных  видов  изобразительной  деятельности.

Развитие умений:

•  рисовать  простым  карандашом,  передавать  объём  предметов  с  помощью  градаций светотени;

• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

•   работать  в  смешанной  технике (совмещение  различных  приёмов  работы  акварельными  красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

• графика (иллюстрация);

•  народные промыслы (изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.  Изучать  произведения  признанных  мастеров  изобразительного  искусства  и  уметь рассказывать об их  особенностях.  

6. Иметь понятие об изобразительных  средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи;

•  композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для  графики.