Методические разработки

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Авторская программа "Волшебный мир Изобразительного искусства"


I. Пояснительная записка.


Авторская рабочая программа «Волшебный мир изобразительного искусства» составлена на основе нормативной базы:

 Закона  РФ  «Об  образовании»;

 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

 Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

 Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».


Актуальность и перспективность курса:

Изобразительное искусство – творческая деятельность, позволяющая ребенку уже на ранних периодах развития реализовать творческие потребности личности. Увлечение ребенка изобразительной деятельностью с младшего школьного возраста позволит ему не только успешно развивать навыки письма, счета, устной речи, рисования, но и расширят знания об окружающем мире, продуктивно решить проблему внешкольного (досугового) времени. Наглядность, занимательность, красочность и продуктивность рисования, легкость и доступность овладения художественными инструментами и материалами делает этот вид деятельности одним из самых любимых детьми.

В основе реализации программы лежит принцип личностно ориентированного педагогического подхода к каждому ребенку, формировать для него свою, «личностную» программу изобразительного развития, учитывать его возможности, потребности, интересы, способности, навыки владения художественными инструментами и материалами, отслеживать уровень его развития.

Программой определены различные формы индивидуальной и коллективной работы младших школьников по созданию творческих художественных композиций.

Программа предусматривает активную работу ребенка с цветом, развивая и совершенствуя тем самым цветочувствительность зрительной системы и позволяя видеть мир разноцветным.

Программа предлагает учащимся широкую возможность овладения новыми художественными техниками и материалами, законами композиционного мышления, началами цветоведения, формообразования и ритмизации изображения. В процессе деятельности дети знакомятся с профессиональной терминологией и понятиями. Расширяются знания в области художественного наследия и истории искусства. Развивается логическое мышление, координация, визуальный канал восприятия, тренируется мелкая моторика руки, а, следовательно, речь (рисунок является графической речью ребенка).

Расширяется эмоционально-зрительная палитра образов, которой ребенок пользуется и будет пользоваться на протяжении всей жизни и которая ляжет в основу ассоциативной памяти личности.

Педагогическая целесообразность. Программа направлена на формирование усидчивости, работоспособности, логических и художественных форм мышления, памяти, зрительной памяти, художественного и эстетического вкуса, развития интереса к искусству и через него к природе и окружающему миру, приобретение и обогащение личного жизненного опыта. Развитие у детей способности видеть красоту и гармонию в окружающем мире, позволяет формировать в них стремление организации своего непосредственного окружения по законам красоты, строить гармоничные отношения с миром.

Цель программы:

а) для учащегося - формирование целостного художественного сознания, активной творческой позиции, потребности общения с искусством, приобретение жизненного опыта, навыков обучения.

б) для учителя – формирование в детском коллективе

гармоничных условий к творчеству и художественному развитию ребенка на основе собственного педагогического творчества.

Задачи программы:

1) реализовывать творческий потенциал личности ребенка,

2) обогащать эмоционально-образную сферу ребенка,

3) развивать художественное и ассоциативное мышление, фантазию и воображение,

4) формировать художественные предпочтения, этические, эстетические, художественные ориентиры в искусстве, природе, окружающем мире,

5) развивать активную личностную позицию художественного восприятия, адекватного отношения к произведений разных видов искусства, 6) формировать изобразительные навыки и навыки, необходимых для успешного освоения учебных дисциплин в общеобразовательной школе.

Программа наиболее адаптирована к возрастным особенностям младших школьников, комплексно решает проблему подготовки детей к учебному процессу. В основе занятий с детьми работа такими художественными материалами, как фломастер, акварельные или гуашевые краски, цветная бумага (аппликация). Многообразие художественных материалов определяется тем, что у каждого из них свои преимущества. Линейный рисунок – это логически выстроенный рассказ. Цвет - это средство выражения и передачи эмоционально-образного состояния. Рисунок, выполненный в цвете, он имеет сильную эмоциональную окраску. Работа в технике аппликации позволяет соединить логический рассказ и эмоциональное состояние, навыки обобщения и стилизации, приобрести практические навыки работы ножницами и клеем, аккуратность, усидчивость.

 Общая характеристика курса изобразительного искусства.

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

Объяснять учащимся смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий.

При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать

на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний – деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Согласно принципу минимакса учащимся предлагаются к усвоению стандартные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета изобразительное искусство.

Для того чтобы урок искусства состоялся, был полновесным, обучающим, учителю необходимо его подготовить, продумать, выстроить. Уроки изобразительного искусства – это особые уроки, на которых ученик не только познает азы науки, например изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую грамоту, но включен в творческий процесс восприятия искусства и действительности, порождения художественного образа и создания самостоятельного художественного продукта – рисунка. То, что детская изобразительная деятельность выходит в процессе грамотно выстроенного урока на уровень творчества, должно являться для педагога аксиомой и основой построения учебного процесса.

Урок искусства в школе – это, прежде всего урок творчества, личное пространство свободы, область проявления творческой инициативы и личной заинтересованности каждого. Урок должен подкупать ученика именно свободой, но не анархичной свободой «кто во что горазд», а свободой обозначенной рамками заранее оговоренных правил. В роли таких правил выступают тема урока, собственно изобразительные (художественные) задачи – для ученика и область творческого и изобразительного развития ребенка – для учителя. Уровень, характер и специфика раскрытия темы, выбор изобразительных средств, композиционное решение остаются за учащимся. Педагог, побуждая воображение и фантазию ребенка, активизируя личный опыт, обогащая копилку зрительных образов, обращаясь к памяти и пробуждая к духовному возвышению, потребности в творческой самореализации, предоставляет недостающие знания, умения, навыки, возможные варианты решения художественной задачи, стоящей перед учеником, тем самым подводя его к триумфу творческого открытия.

Многогранность образовательных задач урока изобразительного искусства делает процесс подготовки к нему многоступенчатым и пространственным. В частности, необходимо предусмотреть и соединить в единый строй такие параметры, как выбор темы урока, определение образовательных целей и задач, подбор иллюстративного материала, обогащающий опыт восприятия действительности и общения с произведениями искусства, объяснение педагога с демонстрацией определенных приемов и навыков, самостоятельное детское творчество. Не остается без внимания учет возрастных особенностей, существующего у школьника багажа знаний, умений, навыков, жизненного опыта, представлений и предпочтений учеников в определенном возрасте.

         Составляя примерный план урока, определяя время на каждый этап его реализации необходимо помнить несколько общеизвестных правил.

        Урок изобразительного искусства требует достаточного визуального обеспечения. Ученику необходимо обеспечить определенный уровень насмотренности (образно-зрительного насыщения). В зависимости от темы и задач урока визуальный ряд может состоять из репродукций произведений искусства или изображений объектов окружающей действительности, а также детских рисунков. Учащийся должен ясно представлять себе тот предмет, явление, объект, который будет рисовать.

Количество репродукций, изображение природы и прочих видов визуальной информации, используемых на уроке, не должно превышать количество 6–8 шт. для младшей школы. Основное время на уроке отводится самостоятельному детскому творчеству. Это примерно 25–27 минут.

Объяснение нового материала должно носить проблемный характер, что

побуждает ученика искать собственные варианты решения предложенной учителем художественной задачи и находить аргументы для обоснования выбранного решения.

Перед учениками должна ставиться четкая и посильная учебная задача.

         Количество учебных задач в каждом возрасте разное. В первом и втором классах достаточно одной учебной задачи, т. к. в противном случае детям трудно удержать их в сознании. По мере взросления учащихся количество художественных задач может возрастать, но и в основной школе их должно быть не более трех-четырех.

         Для ученика существуют учебные задачи, решая которые, ученик приобретает необходимые умения, знания, получает те или иные понятия, представления. Учитель, формируя (создавая) урок, планирует образовательные задачи, которые необходимо отработать в процессе проведения конкретного урока. Объем этих задач значительно шире, нежели спланированные учебные задачи конкретного урока. Их можно разделить на несколько разделов: задачи развивающие, обучающие, воспитывающие.     Учебные задачи входят составной частью в образовательные задачи урока.  Ученик, создавая рисунок, решает одну, максимум три учебные задачи за урок, например: осваивать те или иные приемы работы с палитрой, найти оттенки цвета, выполнить рисунок в определенной цветовой гамме. Педагогу необходимо решать, помимо учебных задач, задачи развития, воспитательные и организационные задачи, задачи создания интерактивного образовательного пространства, планирование способов реализации эстетического, художественного, духовно-нравственного аспектов учебного процесса.

Педагогически оправданно использование в уроке коллективного творческого потенциала, который рождается в результате совместного обсуждения проблемы, варианта решения предложенной темы, восприятия произведения искусства. В этот момент возможно совершение эвристического открытия, расширения границ понимания поставленной проблемы, зарождаются удивительные ответы или вопросы, которые могут активно повлиять на дальнейший ход урока.

Урок можно считать законченным, если подведены его итоги. В изобразительном искусстве это выставка детских работ с последующим их обсуждением. Вывешивая на классную доску, по возможности, все или большинство детских рисунков, созданных в ходе урока (при этом работы могут быть самого разного уровня исполнения – и удачные, и неудачные – все зависит от целей итоговой выставки работ), учитель решает одновременно несколько педагогических задач. Это и трансляция на весь класс индивидуального подхода к решению общей для всех учеников творческой задачи. Возможность еще раз повторить, проговорить, обсудить те учебные задачи, понятия, представления, навыки, знания, которые были получены детьми на уроке. Оптимизация художественного мышления ученика в направлении поиска путей возможного улучшения художественного качества рисунка, исправления тех ошибок, которые были допущены авторами, и возможность поощрить ученика, давая ему педагогический аванс или оценивая его усилия именно на этом конкретном уроке, и многое другое.

.

Формы организации творческой деятельности учащихся

Программой предусмотрены:

- разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, групповые, коллективные;

- различные виды деятельности: рисование с натуры, по памяти,

по представлению, на основе натурных наблюдений;

- освоение разнообразных художественных материалов:

фломастер, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, аппликация.

Освоение детьми программы изобразительного творчества позволит развить у них навыки владения графическими материалами, проведения вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Формирование понятий: «рядом», «направо», «налево», «около», «на», «над», «под». Программа предполагает развитие способности организации и заполнения ребенком всей поверхности листа, умения рисовать крупно, образно, ярко, эмоционально. Материал программы призван дать представление о многообразие форм в природе, развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам явлениям действительности, сформировать творческую индивидуальность, интерес к окружающему миру. В результате занятий по этой программе у ребенка развиваются навыки и умения рисовать по памяти и по воображению, передавать в рисунке формы и основные пропорциональные характеристики предмета. Программа формирует потребность в изобразительном творчестве, общении детей между собой и ребенка со взрослым по поводу искусства.


Возраст учащихся, участвующих в реализации программы

Программа предназначена для детей 7 - 11 лет.


Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения –  1 класс (33 часа) 2-4 классы (34 часа)


Режим занятий

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю. Каждое занятие рассчитано на 45 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

К концу изучения курса учащиеся  должны уметь:

Личностные результаты освоения курса:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст.

Регулятивные УДД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Формы подведения итогов реализации программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в классе.

Участие в выставках и конкурсах в течение года.

II. Учебно-тематический план:


№ п/п Разделы программы Количество часов

 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1. Тематическое рисование.  13 ч. 15 ч. 16 ч. 13 ч.

2. Рисование  с  натуры.  7 ч. 7 ч. 8 ч. 7 ч.

3. Декоративное рисование.  4 ч. 4 ч. 4 ч. 5 ч.

4. Копирование  с  образца. 4 ч. 4 ч. 3 ч. 5 ч.

5. Работа по воображению и представлению. 4 ч. 3 ч. 2 ч. 3 ч.

6. Творческий отчет 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч.

Итого 33 ч. 34 ч. 34 ч. 34 ч.


III. Содержание программы:

 1-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:  

•  понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

• понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия;  

•    называть геометрические фигуры;

• понимать и уметь объяснять, что такое геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция;  

•  знать и  уметь называть  основные цвета  спектра, понимать и  уметь  объяснять,  что  такое составные  и родственные, тёплые и холодные цвета;

• знать и уметь объяснять, что такое  растительный орнамент, геометрический  орнамент;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

•  учиться чувствовать  образный характер различных видов линий;

• учиться воспринимать  эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными  художниками.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.  

Владение простейшими навыками:

• рисунка;

• аппликации;

• построения геометрического орнамента;

• техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, портрет, картины о жизни людей);

• графика (иллюстрация);

5. Иметь понятие об изобразительных  средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи;

•  композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.


2-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:  

•  иметь  представление  о  видах  изобразительного  искусства (архитектура,  скульптура, живопись, графика);

•   понимать  и  уметь  объяснять,  что  такое   круглая  скульптура,  рельеф,  силуэт,  музей, картинная  галерея,  эскиз, набросок, фактура, штриховка,  растительный   орнамент,  элемент орнамента, ритм;

• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;

•  уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

•  учиться  чувствовать   образный  характер  различных  произведений  искусства,  замечать  и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

•  учиться воспринимать эмоциональное  звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.  

Дальнейшее овладение навыками:

•  рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• аппликации;

•  построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;

• различных приёмов работы акварельными  красками;

• работы гуашевыми  красками.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (городецкая роспись).

5.  Изучать  произведения  признанных  мастеров  изобразительного  искусства  и  уметь рассказывать об их  особенностях.  


3-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:  

•  иметь  чёткое  представление  о жанрах живописи  и  их  особенностях (натюрморт,  пейзаж, анималистический  жанр,  батальная  живопись,  портрет,  бытовой  жанр,  историческая живопись);

•  понимать  и  уметь  объяснять,  что  такое  цветовая  гамма,  цветовой  круг, штриховка,  тон, растушёвка,  блик,  рамка-видоискатель,  соотношение  целого  и  его  частей,  соразмерность частей человеческого лица.

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какая  цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3.  Различать  и  знать,  в  чём  особенности  различных  видов  изобразительной  деятельности.  

Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

•  рисования простым карандашом  (передача объёма предмета с  

помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• овладения  различными  приёмами работы акварельными  красками (техникой отпечатка); • работой гуашевыми красками;

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, хохломская роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного  

искусства и уметь рассказывать об их  особенностях.


4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:  

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

•  понимать  и  уметь  объяснять,  что  такое  монументальная  живопись (роспись,  фреска, мозаика,  витраж),  монументальная  скульптура (памятники,  садово-парковая  скульптура), икона,  дизайн,  художник-дизайнер,  фотография,   градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень,  конструкция,  композиционный  центр,  контраст,  линейная  перспектива,  линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

•  рассказывать о живописных произведениях с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;

•   уметь  рассказывать  о  том,  какие  изобразительные  средства  используются  в  различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

3.  Различать  и  знать,  в  чём  особенности  различных  видов  изобразительной  деятельности.

Развитие умений:

•  рисовать  простым  карандашом,  передавать  объём  предметов  с  помощью  градаций светотени;

• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

•   работать  в  смешанной  технике (совмещение  различных  приёмов  работы  акварельными  красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

• графика (иллюстрация);

•  народные промыслы (изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.  Изучать  произведения  признанных  мастеров  изобразительного  искусства  и  уметь рассказывать об их  особенностях.  

6. Иметь понятие об изобразительных  средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи;

•  композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для  графики.

Сборник математических задач "Томская область в математических задачах"

Дорогие ребята!

Перед вами лежит уникальный задачник. Его уникальность в

том, что, решая задачи, вы ещё и узнаёте о своём    родном крае.

Томская область  уникальна  своей  природой.  Изучая  родной

край, мы сталкиваемся с различными числовыми данными. На

их  основе  и  составлен  этот  задачник.  Поэтому,  используя  его,

вы не только будете учиться решать задачи разных видов, но и

узнаете много нового и интересного о Томской области.

В конце задачника мы оставили чистую страничку, чтобы вы

сами  попробовали  составить  задачи  и  записать  их.  Ведь  в составлении

этого сборника мне помогали такие же мальчишки и девчонки как вы.

Удачи в решении и составлении задач!


1.  Масса рыжей лисицы 10 кг, а заяц  –  беляк весит на 6 кг меньше. Какова масса зайца – беляка?

Лисица — одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок. Лиса — ценный пушной зверь. За добычей она отправляется преимущественно по ночам, но в мало населенных и спокойных местностях охотится и днем. Лисица бегает быстро и ловко. Она умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки. Лисица-самка в мае рождает от четырех до шести слепых детенышей


2.  Барсук  в  природе  может  прожить  10 лет,  а  лиса  –  на  3  года  меньше. Сколько  лет  может  прожить  лиса  в дикой природе?

Барсук обычно селится на сухих участках, заросших  мелким лесом, густыми кустарниками и травой. Предпочитает лесные опушки и особенно заросшие и труднопроходимые овраги и косогоры. Живут барсуки много лет из поколения в поколение на одном месте.


3.  Ёж в природе живёт 5 лет, а в неволе –  на 5 лет больше. Сколько лет живёт еж в неволе?


У ежа   спина и частично бока покрыты иглами. Лесные ежи живут на опушках лесов, вырубках, в зарослях кустарников. Ёжик-ночное животное, днём он спит. Ежи на зиму устраивают наземное гнездо    из кучи сухой травы и листвы и впадают в спячку, продолжающуюся до весны. Лесные ежи всеядны, но  предпочитают животную пищу: мышей, Ящериц, лягушек, различных насекомых.

4.  Хвост  ласки  равен  5  см,  а  хвост  горностая  на  5см длиннее. Какова длина хвоста горностая?

Ласка — маленький и очень изящный хищник. Длина ее тела чуть побольше 15 сантиметров, короткий хвостик имеет в длину 4 сантиметра. Ласки, живущие в северных районах, ростом несколько мельче южных. Чрезвычайно вытянутое туловище зверька по ширине одинаково с головой и кажется еще тоньше,чем оно на самом деле.


5.  В логове у волка родилось несколько волчат. Через 9 дней у 2 малышей открылись глазки, ещё через 2 дня у 4 волчат. Сколько волчат у волка, если у остальных 3 малышей глазки ещё не открыты?

Волк – это самый умный и хитрый северный хищник, он имеет дымчато-серый окрас, поэтому не заметен на снегу в темноте. Он охотится даже на лосей, хорошо чует человека. Когда волк воет, он перекликается с волками своей стаи.


6.  Масса щуки 3 кг, а карась  –  на 2 кг меньше. Сколько килограммов весит карась?


Щука - одна из самых известных пресноводных хищных рыб, недаром про неё сложено много сказок и пословиц. Щука любит прохладную воду, и летом, когда прогревается, старается держаться возле родников или в глубоких ямах. Питается она в основном рыбами, но может нападать и на мелких животных. Щука живёт долго и может вырасти до двух метров.

7.  Воробей  откладывает  7  яиц,  а  ворона  –  на  1  яйцо больше. Сколько яиц откладывает ворона?

Воробьи  небольшие по размерам птицы, ведущие оседлый образ жизни. Особенность воробья – короткие ноги, которые позволяют передвигаться по земле, исключительно прыгая с места на место. Одетого беднее и проще, чем воробей, в птичьем мире, кажется, нет никого. И песня –чив-чив! – проста, как всхлипы. Да еще воробей и в воришках значится.

8.  Самец  глухаря  весит  5  кг,  а  самка  –  на  2  кг  меньше. Сколько килограммов весит самка глухаря?


Глухарь может зимовать в снегу даже в условиях полярной ночи и при 70-градусных морозах.  Осенью птицы залетали в поисках песков, мелких камушков в город. Раньше по реке Оби собиралось весной до сотни птиц, но с освоением  таежного края человеком численность глухарей каждый год сокращается..


9.  Длина хвоста барсука 20 см, а хвост ласки на 15 см меньше. Какова длина хвоста ласки.

10.  Продолжительность жизни бобра 17 лет, что на 13 лет дольше продолжительности жизни ондатры. Какова продолжительность жизни ондатры?

Ондатра — ценный пушной зверь. Величиной ондатра с очень крупную крысу. Ондатра любит медленно текущие реки, ручьи и болота. Они хорошие строители и этим похожи на бобров. Эти зверьки живут маленькой тихой общиной. Ондатры трусливы, но, если им не удается скрыться, они яростно защищаются. Ондатра мечет детенышей несколько раз в год, но чаще бывает три помета, в каждом от трех до восьми слепых и голых детенышей. Вырастают они быстро. Самка кормит их один месяц.


11.  Длина хвоста горностая равен 10 см, а хвост хорька  на  6  см  длиннее.  Какова  длина  хвоста хорька?

         

12.  Барсук в неволе может прожить 16 лет, а лиса – на 4 года больше. Сколько лет может прожить лиса в неволе?

     

13.У  ежа  на  верхней  челюсти  20  зубов,  а  на нижней  –  на  4  зуба  меньше.  Сколько  зубов  у ежа на нижней челюсти?


14.  Лиса  весит  10кг,   а  росомаха  19кг.   На сколько  килограммов  больше  весит   росомаха,     чем лиса?

Росомаха  - очень осторожный и скрытный зверь. Видеть росомаху на воле приходится редко. В капканы и ловушки она попадает не часто, несмотря на то что постоянно их обследует и съедает приманку с добычей. Обоняние у росомахи развито хорошо, но видит  она плохо.


15.  Воробей насиживает яйца 13 дней, а ворона –  на  6  дней  больше.  Через  сколько  дней появятся птенцы у вороны?

Ворона — птица довольно шумная, взгромоздясь на вершине дерева, она кричит  три  или  четыре  раза  подряд,  делая  небольшие  паузы  между  каждым  новым циклом  карканья.  Вороны  поедают  падаль  всех  видов  животных,  они  не откажутся и от насекомых, червей, зёрен, мелких млекопитающих и отходов, а также не преминут украсть и яйца.


16.  Длина тела дятла 25см, а кукушки 40см. На сколько  сантиметров  тело   кукушки   больше,   чем дятла?

Кукушки птицы мелких и средних размеров — от воробья до вороны; у большинства видов длина тела не превышает 40 см, а масса 100 г. Окраска оперения обычно неярка. В течение сезона каждая самка сносит около 20 яиц, откладывая их с интервалами в 1—3 дня. Яйцо кукушки весит около 3 г. Ко времени откладки яйца самка облетает свою «гнездовую» территорию и отыскивает подходящее гнездо. Найдя его, она некоторое время следит за ним и за его хозяевами, стараясь остаться незамеченной, а затем, улучив удобный момент, когда хозяева гнезда улетели, - подкладывает яйцо.

17.  Длина  тела  воробья  16см,  а   снегиря  18  см. На сколько  см длина тела снегиря  больше,    чем воробья?


Снегирь - одна из широко известных и заметных птиц лесов, величиной значительно крупнее воробья: весит 32—34 г. Во время кочевок часто появляется в садах и парках сел и городов. Обратное движение снегирей к северу происходит в марте и апреле.


18.  Синица весит 20 граммов, а воробей 25 граммов. Кто из них тяжелее и на сколько?


Синица — оседлая птица, и лишь частично она кочует. Длина тела у них 100—180 мм, а масса всего 7—25 г. Гнезда устраивают в дуплах дятлов, реже в выгнившей древесине дерева на месте выпавшего сучка, за отставшей корой, в щелях деревянных построек, в старых гнездах белок.


19.  Самка дятла откладывает 7 яиц, а у синицы 15яиц. На сколько яиц у синицы больше, чем у дятла?


Дятел готовит дупло и выводит в нём птенцов один раз. На следующий год он долбит себе новое жилище, а старую его квартиру занимают мелкие зверушки и птицы. Дятел - очень полезная птица , он уничтожает жуков древоточцев и этим спасает деревья.


20.Самая  крупная  из  оседлых  птиц  – глухарь,  весит  5  кг,  а  из  перелетных  – лебедь  –  кликун  13  кг.  На сколько  кг больше вес лебедя – кликуна, чем глухаря?

Лебедь  – одна из самых красивых птиц. Он плавает с высоко поднятой головой и красиво изогнутой длинной шеей. Лебеди перекликаются друг с другом, поэтому птицу назвали лебедь-кликун. Лебедь делает гнёзда на самых глухих озёрах, где нет людей. Когда на озёрах устанавливается лёд, лебеди улетают на юг.


21.Самый  маленький  на  Земле  хищник  –  ласка. Длина ее тела достигает 15 см, а хвоста – 4 см. На сколько  сантиметров  длина  тела  ласки  больше, чем ее хвоста?

Ласка — маленький и очень изящный хищник. Длина ее тела чуть побольше 15 сантиметров, короткий хвостик имеет в длину 4 сантиметра. Ласка нападает на всех мелких млекопитающих: на полевых, лесных и домовых мышей, водяных и домовых крыс, кротов, молодых хомяков, зайцев и кроликов. Она истребляет жаворонков и других птиц, живущих на земле, лесных птиц, когда они спят на деревьях, разоряет все попадающиеся гнезда, в курятниках душит цыплят и ловит молодых голубей.


22.Длина  тела  горностая  28  см,  хвоста  –  10  см. Чему равна длина тела и хвоста горностая?


Горностай — ближайший родственник ласки. Он почти вдвое больше ее, но по  внешнему виду и образу жизни они очень схожи. Длина горностая от 30 до 40 сантиметров, из которых от 8 до 12 приходится на хвост. Горностай охотится за всеми мелкими млекопитающими и птицами, которых может поймать.


23.  У  ежа  на  верхней  челюсти  20  зубов,  а  на  нижней  –  на 4 зуба меньше. Сколько всего зубов  у ежа?

24.Зимой лось за один день съедает 15 кг корма, а  летом  на  20  кг  больше.  Сколько  корма  съедает  лось летом за один день?


Лось — могучее животное. Взрослый самец достигает в длину 2,8 метра, в вышину 1,8 метр,  средний вес его 300—400 килограммов. Живет лось в лесистых местностях и любит держаться в осинниках, вблизи озер, торфяных болот и ручьев.


25.Рысь  весит  30  кг,  а  росомаха  на  2  кг  больше. Сколько килограммов весит росомаха?

У рыси  небольшая голова, уши с кисточками на концах и короткий, точно обрубленный хвост. Бока щек покрыты густыми волосами, образующими бакенбарды. Рыси такие же сильные хищники. Охотятся а основном ночью. Длина ее туловища —1 метр 30 сантиметров, длина хвоста — 20 сантиметров.


26.  Новорожденный лосёнок весит 15кг. За один день  его  суточный  привес  2кг.  Каков  привес  лосенка  будет через 5 дней?


27. Вес бобра 25 килограммов, а рыси на 10 килограммов меньше, чем у   бобра. Какой вес имеет рысь?


   Бобр — один из ценнейших пушных зверей. Его густой и мягкий мех  очень красив. Это крупный грызун. Бывают бобры в метр длиной и весом в 20 -30 килограммов. Мясо у бобра жирное и вкусное. Бобр — водяное животное. Бобры строят подземные норы или жилища из древесных ветвей, так называемые «хатки» или «хижины». Эти  строения бывают до двух метров высоты.


28.  Длина тела  росомахи 100см, а горностая 32см. На сколько см длина тела росомахи  длиннее,   чем горностая?                

29.  Лиса весит 10кг, а росомаха 19кг. На сколько килограммов  больше росомаха весит,  чем лиса?            

30.  У соболя длина тела 50 см,  а у бобра 100см. На сколько см длина тела бобра  длиннее, чем  соболя?                                                

Соболь - ценный пушной зверёк семейства куньих. Окраска меха от светло-коричневой до темно-бурой; на груди желтоватое пятно. Длина тела 43—53 см, весят 0,9—1,9 кг. Самки значительно мельче самцов. Основная пища: мелкие грызуны, семена кедра и кедрового стланика, плоды рябины, ягоды голубики, брусника.

31.  Длина тела вороны 50 см, а воробья  –  16 см. На   сколько  сантиметров  длина  тела  вороны больше?                

32.  Кукушка весит 100 граммов, а стриж 50 граммов.  На сколько граммов стриж легче, чем кукушка?                                                

Стрижи в воздухе кормятся, обирают материал для гнезда, в полете пьют и даже купаются. Стрижи имеют некоторое внешнее сходство с ласточками, с которыми их иногда смешивают. По скорости полета стрижи стоят на первом месте среди птиц. Например, могут развивать скорость 140—160 км/ч, а по некоторым данным — и более. Ласточки по сравнению с ними тихолеты — не более 50—60 км/ч.


33.  Длина  щуки  60  см,  а  окуня  30  см.  На  сколько сантиметров длина окуня меньше длины щуки?

               

Максимальный возраст окуня  17 лет, длина — 51 см и вес — 4,8 кг. Обычно в промысловых уловах преобладают особи длиной до 30 см, в среднем 15-20 см и весом 200-300 г в возрасте 4-6 лет.


34.  Длина щуки 100м, а окунь 30см. На сколько  см длина щуки больше, чем окуня?

35.  Длина окуня 31 см, а плотвы 15 см. На сколько см длина окуня  больше, чем плотвы?


Плотву легко отличить от других видов по оранжевой окраске радужной оболочки глаза и красному пятну в ее верхней части. Длина тела 12 -17см, и живут довольно долго.


36.  Длина щуки 50см, а плотвы 15см. На сколько см длина плотвы меньше,  чем щуки.

37.  Бобр  –  это  инженер  – строитель  среди  зверей.  Своими  резцами  он  валит осинку  за  3  минуты.  Сколько  осинок  свалит  бобр  за  30мин?


38.  Рысь съедает за 4 дня одного зайца. Сколько зайцев надо рыси на 36 дней?

39.  Бобр  –  это  инженер  –  строитель  среди  зверей. Своими  резцами  он  валит  осинку  за  3  минуты. Сколько осинок свалит бобр за 15мин?

40.  Сколько котят родится у рыси за 9 лет, если в год у нее рождается 3 котенка?

                                   

            

                   

41.  Сурок весит 5 кг, а бобр – в 6 раз больше. Сколько весит бобр?                                            

  Длина  тела  сурка    35  сантиметров,  хвоста  —  9  сантиметров.  Гнездо  у  них   обыкновенно удалено в сторону от входного отверстия на 5—7 метров, реже — на 14 метров. В июне сурки приступают к собиранию запасов на зиму, но работают еще не очень усердно.

                                                                                   

42*.  Летом  бурундук  делает  в  среднем  57  вдохов  и выдохов в минуту, а во время спячки 3 раза в минуту. Во  сколько  раз  меньше  бурундук  делает  вдохов  и выдохов во время спячки?

                                                                                                       

43.  Самец  росомахи  весит  32  кг,  а  самка  в  2  раза меньше. Сколько весит самка росомахи?

Большая лохматая росомаха, похожа на медведя, - родственник горностая и соболя. Росомаха осторожна, но бесстрашна, может отобрать добычу у других зверей.

44.  У  волчицы  рождается  8  волчат.  Сколько  волчат родится у 8 волчиц?


                                              

45.    Волку нужно 2 кг мяса в день. Сколько килограммов мяса нужно волку на месяц (30 дней)?

46.  Лось – это самый крупный вид оленевых. Масса тела около 500 кг. За год лось съедает семь тонн различных кормов. Сколько тонн корма он съест за 15 лет?          

47.  У зайчихи рождаются детёныши 4 раза в год по 8 детёнышей за раз. Сколько зайчат появятся на свет за год у 3 зайчих?


Зайцы питаются преимущественно мягкими, сочными частями растений, но не щадят и твердых частей. Некоторые кустарники они съедают целиком, от корня до плода. Живут зайцы небольшими группами в привычных местах. Зайцы целый день лежат, спрятавшись в каком-нибудь углублении почвы или в снежной норе, а ночью бродят, отыскивая пищу.

48.  Лиса весит   10  килограммов,   а белка один килограмм. Во сколько раз   тяжелей лиса, чем белка?                                

             

Белка любит высокие, сухие и глухие леса. Во время созревания плодов и орехов она посещает примыкающие к лесам деревенские сады. Белка любит забираться в дупла деревьев; там она часто устраивает гнездо. Она так хорошо прыгает, что может и не сходить на землю, а просто перепрыгнуть на соседнее дерево.


49.  У лисы родилось 4 лисёнка,   а у зайца в 4 раза больше,   чем у лисы. Сколько детей у зайца?


50.  Длина ерша 5 см, а язя  25см. Во сколько раз длина ерша меньше,   чем язя?

Язь растет довольно быстро, половозрелым становится на 4—6-м году жизни, при длине 25 см и более.


51.  Ёрш живёт 5 лет, а карась в 2 раза дольше. Сколько лет живёт карась?


Размеры ерша 5—15 см, вес 20—25 г, иногда достигает длины 25—30 см и веса 200 г. Карась - речная рыба. При благоприятных условиях может вырастать до 45 см длины при 3 кг веса.

52.  Тетерева в зимние холода собираются в стаи до 30 голов. Сколько тетеревов соберется в 3 стаях?


53. Воробьёв можно считать типичными зерноядными птицами, однако своих птенцов они выкармливают беспозвоночными животными, в основном насекомыми. В период выкармливаия птенцов, всего за две недели, пара воробьёв скармливает своим детишкам 1,4 кг насекомых. Сколько граммов насекомых воробьи скармливают птенцам за 1 день?


54. Томская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Протяжённость области с севера на юг — около 600 км, с запада на восток — 780 км. Найдите площадь Томской области.


55. На сколько протяжённость с севера на юг меньше, чем с запада на восток?



56. Глухое озеро в Томской области находится в Колпашевском районе. Оно затеряно в живописной Сибирской тайге. Длина Глухого озера: 5 километров, ширина: 3 километра. Найдите площадь озера.


57. Окуневое озеро расположено в таежной тундре вблизи границы Красноярского края. Оно находится в окружении более мелких водоемов, вблизи протекают реки Пайдугина, Райга. Стороны водоема закоряжены, вода чистая, прозрачная.

     Окуневое озеро имеет размеры:  длина 5км, а ширина 3 км. Найдите периметр  Окуневого озера.



58. Озеро Варгато в Томской области находится в Верхнекетском районе. Вблизи расположено Саровское сельское поселение. На озере Варгато в Томской области обитает два вида рыбы: щука и окунь.  

Длина озера: 5 километров, а ширина: 4 километра. Найдите периметр и площадь озера.

 

59. Озеро Кирек – одно из красивейших водоемов Томского края, находится на территории Томского района, на расстоянии 50 километров от города Томска и юго-западной стороны одноименной себе деревни, а также в 10 километрах от деревни Березоречка. Озеро имеет неправильную форму длина – 2 километра, ширина -  700 метров. Найдите периметр и площадь озера.


60. Озеро Мирное находится в Томской области в местности, которая называется Васюганская равнина. Озеро расположилось в междуречье двух рек Чижапка и Чузик. Мирное считается одним из самых больших водоемов Томской области. Его длина составляет 6 километров, а ширина почти 3,5 километра. Озеро не особо глубокое, средние глубины от двух до четырех метров.

     Найдите площадь и периметр озера.


61. Яя — река в Кемеровской и Томской областях, левый приток Чулыма (бассейн Оби).Длина — 319 км, площадь бассейна — 11 580 км². Исток находится к востоку от поселка Яшкино (Кемеровская область). Питание снеговое. Ледостав с начала ноября по апрель. Судоходна на протяжении 114 км от устья.На реке Яя расположен одноимённый посёлок Яя. На сколько больше несудоходная часть реки Яя?


62. Озеро Ереневское расположено в верховьях ложбины в районе улицы Пролетарской и переулка Флотского города Томска. Длина Еренёвского очень небольшая, всего 200 метров, ширина — до 50 метров, а вот глубина доходит до двух с половиной метров. Берега озера застроены и захламлены. Найдите периметр и площадь озера.


63. Кеть — река в Сибири, правый приток Оби. Длина — 1621 км, площадь бассейна — 94200 км2. Берёт начало из болот Обь-Енисейского водораздела. Протекает по Западно-Сибирской равнине, по территориям Красноярского края и Томской области. До впадения реки Орловки очень извилиста, ниже разбивается на многочисленные протоки, которые изобилуют перекатами и в низкую воду нередко пересыхают. В Обь Кеть впадает двумя рукавами — Тогурская Кеть (ниже города Колпашево) и Копыловская Кеть, текущая вдоль Оби до Нарыма. Найдите ширину реки Кеть.


64.  Озеро Мирное — самое крупное озеро Томской области, его площадь 18 км², длина 6 км, глубина 2-4 м. Найдите ширину озера. Озеро расположено в Парабельском районе в 40 км к северо-западу от села Пудино, среди болот в междуречье рек Чузик и Чижапка. Озеро образовалось более 5 400 лет назад под влиянием суффозийно-просадочных и торфяно-деструкционных процессов.


65. Уша́йка  — река в Томской области России, правый приток Томи. Длина 78 км, из них в пределах города Томска  — 10 км.

Ушайка берёт начало в северных отрогах Кузнецкого Алатау, в районе остановочной площадки 41 км Томской ветви Транссиба, между деревнями Басандайка и Межениновка .

Населённые пункты на реке — Смена , Аркашево , Большое Протопопово , Малое Протопопово , Мирный , районы Томска —Родионово, Заварзино , Степановка , Хромовка , Посёлок Ближний.

Притоки — Берёзовая (правый), река без названия (правый), Чернова (левый), Асламовка (левый), Бобровка (левый), Каменка (левый), Малая Ушайка (правый), Ларинка (правый), Хромовка (правый), Хромовский (Свято-Фёдоровский) ручей (правый), Игуменка (левый).

По местной легенде название реки происходит от имени юноши Ушая, возлюбленного красавицы Томы, которая, в свою очередь, по легенде, дала имя реке Томи.

На сколько больше длина  реки Ушайки вне г. Томска?


66. Река Томь — река в Западной Сибири России, правый приток реки Оби. Исток реки Томи находится на западных склонах Абаканского хребта, на болотистом склоне между северными отрогами хребта Карлыган и горой «Вершина Томи». Первые километры река Томь течёт по заболоченной долине в юго-западном направлении. Длина реки 827 км, ширина поймы до 3 км, перепад высот от истока до устья 185 м, площадь водосбора 62 тыс. км². Среднемноголетний расход воды и годовой сток соответственно: 1100 м³/c, 35,0 км³/год. Средняя скорость течения – 0,33 м/сек, на перекатах – 1,75 м/сек. Замерзает в конце октября – начале ноября, вскрывается в конце апреля. Средняя продолжительность ледостава – до 160 дней, в среднем 175 дней в год свободна от льда. Дождевое питание реки составляет 25-40%, снеговое – 35-55% и грунтовое – 25-35% годового стока.Основные притоки: Аба, Бельсу,… На     сколько средняя продолжительность ледостава меньше, чем средняя свободная ото льда?

67.  Тояново озеро-расположено в черте города Томска на речке Кисловка.

Название озера связано с именем эуштинского князя Тояна, лагерь которого (Тоянов городок) находился в районе озера. Озеро расположено на высоте около 75 метров над уровнем моря. Длина озера 5400 метров, ширина — 100 м. Тояново озеро является старицей (старым руслом) реки Томи. На левом (западном) берегу озера расположено село Тимирязевское. На правом (восточном) берегу — дачи, луга. Найдите площадь и периметр Тоянова озера.


68.  Таловские чаши (Таловые чаши, Известковые чаши) — известковые образования в форме чаш, наполненные водой. Государственный памятник природы в Томской области, в 40 км к юго-востоку от Томска, в истоке Берёзовой речки. Называются по когда-то находившейся рядом деревне Таловка. Ближайший населённый пункт — посёлок Басандайка. Таловские чаши расположены на небольшой заросшей поляне в лесу, на площади около 300 м². Все чаши имеютовальную форму. Всего в группе Таловских чаш известно 4 крупных чаши и 3 (по некоторым данным — 5) мелких. Самая большая из них в ширину около 2 м, в длину — около 350 см и в глубину — до 2 метров, её стенки достигают полуметра и их толщина увеличивается к основанию; три других — в диаметре от 0,5 до 1,5 м, мелкие чаши в диаметре не более полуметра. Чаши постоянно наращиваются за счёт переливающейся через край воды, которая откладывает новые слои соли. Найдите площадь и периметр чаши.


69.  Лагерный сад — парк в Кировском районе Томска, на высоком правом берегу Томи, в оползневой зоне. Площадь около 390.000 м2, ширина 300 метров. Название произошло в связи с размещением здесь ещё в XVIII веке летних лагерей Томского 39-го пехотного полка (39-й пехотный Томский Е. И. В. Эрц-Герцога Австрийского Людвига-Виктора полк).

Парк стал популярным местом прогулок в конце XIX века. В 1979 году в центре парка сооружён мемориал боевой и трудовой славытомичей. Авторы памятника — скульпторы О. Кирюхин, А. Щербаков, архитекторы Г. Захаров и Н. Яковлев. В центральной части мемориального комплекса — Вечный огонь и скульптурная композиция — Родина-матьвручает оружие сыну. Начиная с 1995 года[2] возле памятника сооружено около 15 стел с именами томичей, погибших в ходе сражений Великой Отечественной войны. Ежегодно 9 мая здесь проводятся торжественные митинги и возложения цветов.

Найдите длину Лагерного сада.


70. Северск. Город расположен на правом берегу реки Томь, к северо-западу от Томска. Градообразующее предприятие, которому город и обязан своим основанием — Сибирский химический комбинат. 26 марта 1949 года Совет Министров СССР принял решение о создании вблизи г. Томска комбината по производству высокообогащённого урана-235 и плутония-239.

Расстояние от Северска до Томска составляет 17 км, скорость движения автобуса    60 км/ч. Через сколько часов автобус окажется в Томске?


71. Асино (24,8 тыс. чел.) — возник в 1895 году как переселенческий поселок. Тогда он назывался Ксеньевка. Во время гражданской войны он был центром восстания против правительства Колчака. Сейчас Асино — центр аграрного региона, где расположены предприятия ЗАО «Сибирская аграрная группа». Другое важное направление экономики города — деревообрабатывающая промышленность.



Из Томска и Асино одновременно навстречу друг другу начали движение  мотоциклист и турист. Мотоциклист двигался со скоростью 50 км/ч и прошёл до встречи  100 км. Какое расстояние прошёл до встречи турист, если он двигался со скоростью 6 км/ч?

72. Кедровый – город в Томской области, город нефтяников, самый маленький город региона и один из самых маленьких городов в России. Расположен вблизи реки Чузик (бассейн Оби), в 480 км к северо-западу от областного центра – города Томска.


Автобус прошёл расстояние между городами Кедровый и Томском за 8 ч со скоростью 60 км/ч. Сколько потребовалось бы велосипедисту, чтобы проехать половину этого расстояния со скоростью 15 км/ч?

73. Моряко́вский Зато́н (Моряко́вка) — село (ранее посёлок городского типа) в Томском районе  Томской области, административный центр Моряковского сельского поселения. Село находится на левом берегу реки Томи (приток Оби), в 44 км ниже Томска. История возникновения поселений на берегах реки Малая Сенная Курья связана с Большим Нарымским трактом, соединявшим, в своё время, города Томск и Нарым зимой.

Моторная лодка и катер отошли одновременно навстречу друг другу от двух пристаней, расстояние между которыми 44 км, и встретились через 2 ч. Скорость катера 13 км/ч. Найдите скорость моторной лодки.

74. Стрежевой (41,6 тыс. чел.) — рабочий поселок нефтяников, расположенный у северо-западной границы области и получивший в 1978 году статус города. Он и сейчас является важным центром нефте- и газодобычи в Томской области. Крупнейшее и градообразующее предприятие — ОАО «Томскнефть». Стрежевой — это самая северная точка Томской области, и отличается очень суровым климатом, за что и относится к территориям Крайнего Севера.

Бригада нефтяников должна за год пробурить 6 км 650 м скважин. За первое полугодие она прорубила 4 км 900 м, а за второе на 1 км 050 м меньше. Выполнила ли бригада годовой план? Если перевыполнила, то на сколько?

75. По решению Томского облисполкома на участке земли по ул. Карташова, 21 была организована «Станция юных натуралистов». Для ее размещения был выделен участок городского пустыря площадью в 1 га. К 1977 году площадь территории была увеличена до 2,5 га, на станции было создано большое опытное хозяйство.

На сколько увеличилась территория станции?


76. Основная специализация Томской области – мясомолочное животноводство. Регион полностью обеспечивает себя свининой, мясом птицы и картофелем.Крупнейшими агропромышленными предприятиями региона являются «Сибирская Аграрная Группа», «Межениновская птицефабрика» и  «Птицефабрика Томская»,  «Томская продовольственная компания». Основными производителями молока являются племенные хозяйства ЗАО «Дубровское», ООО Племенной завод «Заварзино», СПК «Нелюбино».Томская область лидирует среди регионов  Сибирского федерального округа и занимает восьмое в России по продуктивности молочного скота. Входит в десятку российских регионов по производству мяса.

Около половины всего томского мяса и молока производится в личных подсобных хозяйствах.

Томские овощи и ягоды экспортируются во многие страны мира.

Телёнка, весившего 15 кг 300г, весной выпустили на пастбище. Пастбищный период продолжался 145 дней. За сутки телёнок прибавил в среднем по 1050 г. Сколько весил телёнок по окончании пастбищного периода?

77. Томск – областной центр в Сибири на реке Томь, что впадает в могучую и глубоководную Обь. В давнем 1604 г. царь Борис Годунов, желая умножить дозоры по еще плохо обжитой территории Сибири, где часто творили разорения кочевники, повелел построить крепость на реке Томь. Это было место, удобное и для торговых людей, ибо находилось оно среди больших судоходных рек, сюда ездили с обозами купцы, привозя из Китая и Монголии небывалые товары. Первую диковинку – чай – привез в Томск Василий Старков, глава одной из дипломатических миссий в Китае. Сколько лет исполниться городу Томску в этом году?

78. В 1804 году город стал центром огромной Томской губернии, которая включала в себя территории нынешних Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, западные части Хакасии и Красноярского края, Восточно-Казахстанской области (Казахстан). Томская область была образована 13 августа 1944 года путём выделения из Новосибирской области части районов и бывшего Нарымского округа. На протяжении скольки лет город Томск был центром Томской губернии?

79. Город Северск является самым крупным в России закрытым городом. Расположен он недалеко от Томска, основанном в 1604 году на берегу реки Томь. А Северск был основан в 1949 году. На сколько лет моложе город Северск Томска?

80. Площадь города Томска — 294,6 км². А площадь города Северска 485 км². На сколько площадь города Томска меньше площади города Северска?